«Таймыр»: разработка продолжается
Мы продолжаем разрабатывать семейство ракет «Таймыр». Основная линейка, на которой будут запускаться грузы заказчиков, представлена на картинке справа от модели (кстати, диаметр ракетного блока на иллюстрации — 0,5 м).
Она включает следующие ракеты:
✓ «Таймыр-1Б» — трехступенчатая ракета. На первой ступени — разрабатываемый компанией унифицированный ракетный блок первого типа (УРБ-1) с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) с абляционным охлаждением и тягой 3,5 тонны. Вторая ступень — тоже жидкостная, оснащена одним двигателем на 400 кг тяги с высотным соплом. Третья ступень —жидкостная с одним двигателем на 100 кг.
Стартовая масса ракеты — около 2 600 кг, полезная нагрузка, выводимая на низкую околоземную орбиту — 13 кг.
✓ «Таймыр-5» - трехступенчатая ракета, собранная из унифицированных блоков УРБ-1 и аналогичного, но менее мощного блока УРБ-2. Первая ступень — это расположенные по бокам четыре блока УРБ-1 с ЖРД тягой 3,5 тонны. Вторая ступень — такой же УРБ-1 по центру, но у его ЖРД высотное сопло. Высотное сопло длиннее — за счет этого эффективнее работает на больших высотах. Третья ступень — УРБ-2.
Стартовая масса — 11 200 кг, полезная нагрузка — 100 кг.
✓ «Таймыр-7» — самый тяжелый из семейства. Шесть боковых УРБ-1 образуют первую ступень, один по центру — вторую, и УРБ-2 — третью.
Стартовая масса — 15 600 кг. Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту — 140 кг, а на солнечно-синхронную орбиту — 95 кг.
На всех ракетах используются экологически безопасные компоненты топлива — 85-процентная перекись водорода и керосин. В вытеснительной системе подачи газ наддува — гелий. Баки и баллоны — композитные. Управление ракетой — решетчатыми рулями и газовыми соплами на газе наддува.
Естественно, мы придем к этим ракетам не сразу. Первоначально надо испытать прототипы различных систем ракеты, а затем прототипы уже ракеты в целом.
В данный момент последовательность работ выглядит так.
Сейчас мы изготавливаем ЖРД на 100 кг тяги в стендовом варианте. Он никуда не полетит, но послужит для проверки технологии на стенде. Постараемся испытать его на стенде в МАИ до авиасалона МАКС.
Готовится к полету летающий стенд:
По сути это небольшая ракета длиной 1,6 м с твердотопливным двигателем и высотой полета до 1 км. На ней мы испытаем нашу систему управления в реальном полете. Во время первого пуска (по плану — июнь) решетчатые рули будут застопорены. Мы просто снимем показания, которые выдают датчики. Во втором полете (по плану — июль) система управления будет управлять рулями и соответственно полетом ракеты — она будет парировать порывы ветра, чтобы ракета летела вертикально вверх.
Следующая цель — создание и испытание ЖРД на 400 кг тяги и постройка собственного испытательного стенда. Затем — создание стенда для испытания блока из девяти двигателей с тягой 400 кг каждый.
Потом Lin Industrial планирует построить высотную ракету-прототип — с двигателем на 400 кг тяги и массой 100-150 кг. Она сможет долететь до границы космоса (100 км) и у нее просматривается коммерческое применение — как высотной ракеты для измерения параметров атмосферы метеорологами (запасы советских метеоракет практически закончились, а новых пока не построено) и проведения научных экспериментов.
После этого мы построим еще два прототипа.
✓ «Таймыр-1П» — ракета, которая уже сможет выходить на околоземную орбиту. У нее две ступени: первая — УРБ-1 с девятью двигателями с тягой 400 кг каждый, а вторая ступень — небольшой блок с двигателем на 100 кг тяги или, возможно, твердотопливный двигатель с небольшим спутником.
Стартовая масса — 2350 кг, полезная нагрузка на низкой околоземной орбите — 3 кг.
✓ «Таймыр-1А» — трехступенчатая ракета. Первая ступень — УРБ-1 с девятью двигателями тягой по 400 кг каждый. Вторая ступень оснащена одним двигателем на 400 кг тяги с высотным соплом. Третья ступень — один жидкостной двигатель на 100 кг тяги или твердотопливный вариант.
Стартовая масса — 2600 кг, полезная нагрузка — 11 кг.
На картинке «Таймыр-1П» и «Таймыр-1А» расположены слева от модели.
Вот такой длинный путь надо пройти, чтобы запустить в космос ракеты, которые пригодны не просто для запусков в космос, но для коммерческой эксплуатации. Естественно, наш план — не догма и может быть скорректирован в зависимости от результатов испытаний и/или спроса на рынке.