Малым ракетам — большое будущее

31 августа 2015

Кластер космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» одобрил выделение гранта в размере 5 млн рублей компании «Лин Индастриал». Такую же сумму в компанию вложил соинвестор Сергей Буркатовский.

«Лин Индастриал» разрабатывает семейство сверхлегких ракет «Таймыр», способных выводить на околоземную орбиту спутники массой до 180 кг.

Семейство ракет «Таймыр» различной грузоподъемности: ракета «Таймыр-1А», способная выводить 11 кг полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту; «Таймыр-1Б» (16 кг), «Таймыр-5» (100 кг), «Таймыр-7» (до 180 кг)

«В мире растет спрос на запуск малых космических спутников, но запускать их приходится обычными ракетами попутным запуском с большим спутником. Сроки запуска и орбита подстраиваются под заказчика основной нагрузки, что неудобно для многих заказчиков», — уверен генеральный директор компании Алексей Калтушкин.

Ракета «Таймыр» сделает космос доступным практически для каждого, выводя в космос малые космические аппараты по цене джипа — не более $60 тыс./кг. Время готовности к старту — до 3 месяцев. По расчетам основателей, даже при скромной оценке доли рынка, которую сможет захватить «Лин Индастриал» в 1% (четыре пуска в год), компания выйдет на безубыточность через 2,5 года после первого космического запуска, который намечен на I квартал 2020 года. Необходимые инвестиции в компанию до ее выхода на окупаемость оцениваются примерно в $8,5 млн.

«Ракета изначально проектируется так, чтобы минимизировать стоимость доставки груза на орбиту, а не техническое совершенство, как это принято на государственных предприятиях со времен Космической гонки между СССР и США. В итоге «Таймыр» сделает реальным оперативный запуск малых спутников по доступным ценам», — считает генеральный конструктор компании Александр Ильин.

Ключевые особенности семейства ракет «Таймыр», по словам Ильина, это экологически безопасное некриогенное топливо (высококонцентрированная перекись водорода и керосин), простая и недорогая вытеснительная система подачи топлива вместо турбонасосов, а также инновационная система управления на MEMS-гироскопах, которая обеспечивает необходимую точность выведения спутника при цене, на порядок меньшей, чем у традиционных систем управления. Все это снижает стоимость эксплуатации сверхлегкой ракеты.

Вместе со «Сколково» на условиях соинвесторования в «Лин Индастриал» вложил деньги один из создателей известной онлайн-игры World of Tanks, вице-президент компании Wargaming по гейм-дизайну Сергей Буркатовский. По его словам, он с детства интересовался космосом. «После того как стало известно, что я финансирую создание ракеты, другие сотрудники компании захотели ко мне присоединиться»,– сказал Буркатовский. Ранее стартовые инвестиции компании «Лин Индастриал» предоставил другой сотрудник Wargaming — вице-президент Вячеслав Макаров. «Я уверен, что на космосе можно и нужно зарабатывать, потому что без экономической основы планомерное продвижение в космос не возможно»,— считает Буркатовский.— «В секторе сверхлегких носителей рыночная ниша пока пустует. Большинство наноспутников выводится либо попутными пусками, либо с борта МКС. При этом обычно срок ожидания пуска составляет до двух лет. Именно оперативность в запуске малых грузов мы хотим предложить рынку».

Сейчас совместно с 202-й кафедрой МАИ идет разработка и подготовка к испытаниям прототипа жидкостного ракетного двигателя тягой 100 кгс. Изготавливается двигатель в инжиниринговом центра «АртМех». Создана первая версия аванпроекта космического носителя, идет доработка. Заключены договоры о сотрудничестве с российскими производителями спутников «Спутникс» и Quazar Space — они выразили заинтересованность в том, чтобы их аппараты полетели на «Таймыре». В июле и августе компания успешно осуществила два полета испытательной ракеты для проверки работоспособности прототипа системы управления «Таймыра».

Начало стендовых испытаний двигателя запланировано на 2015 год. 25-30 августа проект был представлен на авиасалоне МАКС-2015.

«Рынок малых космических аппаратов растет очень стремительно, задачи, да и сами аппараты меняются очень быстро, а сроки жизни таких аппаратов на орбите чаще всего коротки. Довольно очевидно, что для данных задач нужно решение по выводу этих аппаратов на орбиту соответствующее — и по цене, и по оперативности. Мне кажется, ребята нащупали очень правильную рыночную нишу, получится у них полностью реализовать задумку, большой вопрос, так как и технически, и с точки зрения разрешительной документации, задача очень сложна, но направление выбрано верное», — говорит Илья Гольдт, менеджер проекта в кластере космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково».

«Современное ракетостроение находится во многом в плену традиционных подходов и технократического взгляда. Первое ведет к тому, что единожды через пот и аварии отработанные технические решения имеют гораздо больше шансов быть использованными и во всех последующих проектах, что, возможно, снижает время на их отработку, но консервирует развитие. В рамках второго развитие видится как процесс усложнения (а, значит, и удорожания) технических решений, что интересно для конструкторов и ученых, но не интересно для потребителей (здесь операторов спутников). Во многом отказ от традиций и «жесткая» ориентация на рынок коммерческих запусков, где главный критерий — цена, стали основой для успеха Илона Маска и его компании SpaceX. На мой взгляд, компания «Лин Индастриал» хочет идет этим же путем. Они хотят сделать ракету не вообще, а ракету, которая всеми своими техническими решениями будет заточена под потребности специфического сегмента рынка — рынка запуска малых и сверхмалых спутников, на котором ключевым фактором успеха является цена, а, не например, энергомассовое совершенство. Главная сложность для команды «Лин Индастриал» — выдержать требование по минимизации стоимости на всех этапах проектирования и производства. Пожелаем им удачи на этом непростом пути!», — говорит Андрей Ионин, главный аналитик НП «Глонасс».