«Таймыр»: разработка продолжается

20 июня 2015

Мы продолжаем разрабатывать семейство ракет «Таймыр». Основная линейка, на которой будут запускаться грузы заказчиков, представлена на картинке справа от модели (кстати, диаметр ракетного блока на иллюстрации — 0,5 м).

Она включает следующие ракеты:

✓ «Таймыр-1Б» — трехступенчатая ракета. На первой ступени — разрабатываемый компанией унифицированный ракетный блок первого типа (УРБ-1) с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) с абляционным охлаждением и тягой 3,5 тонны. Вторая ступень — тоже жидкостная, оснащена одним двигателем на 400 кг тяги с высотным соплом. Третья ступень —жидкостная с одним двигателем на 100 кг.

Стартовая масса ракеты — около 2 600 кг, полезная нагрузка, выводимая на низкую околоземную орбиту — 13 кг.

✓ «Таймыр-5» - трехступенчатая ракета, собранная из унифицированных блоков УРБ-1 и аналогичного, но менее мощного блока УРБ-2. Первая ступень — это расположенные по бокам четыре блока УРБ-1 с ЖРД тягой 3,5 тонны. Вторая ступень — такой же УРБ-1 по центру, но у его ЖРД высотное сопло. Высотное сопло длиннее — за счет этого эффективнее работает на больших высотах. Третья ступень — УРБ-2.

Стартовая масса — 11 200 кг, полезная нагрузка — 100 кг.

✓ «Таймыр-7» — самый тяжелый из семейства. Шесть боковых УРБ-1 образуют первую ступень, один по центру — вторую, и УРБ-2 — третью.

Стартовая масса — 15 600 кг. Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту — 140 кг, а на солнечно-синхронную орбиту — 95 кг.

На всех ракетах используются экологически безопасные компоненты топлива — 85-процентная перекись водорода и керосин. В вытеснительной системе подачи газ наддува — гелий. Баки и баллоны — композитные. Управление ракетой — решетчатыми рулями и газовыми соплами на газе наддува.

Естественно, мы придем к этим ракетам не сразу. Первоначально надо испытать прототипы различных систем ракеты, а затем прототипы уже ракеты в целом.

В данный момент последовательность работ выглядит так.

Сейчас мы изготавливаем ЖРД на 100 кг тяги в стендовом варианте. Он никуда не полетит, но послужит для проверки технологии на стенде. Постараемся испытать его на стенде в МАИ до авиасалона МАКС.

Готовится к полету летающий стенд:

По сути это небольшая ракета длиной 1,6 м с твердотопливным двигателем и высотой полета до 1 км. На ней мы испытаем нашу систему управления в реальном полете. Во время первого пуска (по плану — июнь) решетчатые рули будут застопорены. Мы просто снимем показания, которые выдают датчики. Во втором полете (по плану — июль) система управления будет управлять рулями и соответственно полетом ракеты — она будет парировать порывы ветра, чтобы ракета летела вертикально вверх.

Следующая цель — создание и испытание ЖРД на 400 кг тяги и постройка собственного испытательного стенда. Затем — создание стенда для испытания блока из девяти двигателей с тягой 400 кг каждый.

Потом Lin Industrial планирует построить высотную ракету-прототип — с двигателем на 400 кг тяги и массой 100-150 кг. Она сможет долететь до границы космоса (100 км) и у нее просматривается коммерческое применение — как высотной ракеты для измерения параметров атмосферы метеорологами (запасы советских метеоракет практически закончились, а новых пока не построено) и проведения научных экспериментов.

После этого мы построим еще два прототипа.

✓ «Таймыр-1П» — ракета, которая уже сможет выходить на околоземную орбиту. У нее две ступени: первая — УРБ-1 с девятью двигателями с тягой 400 кг каждый, а вторая ступень — небольшой блок с двигателем на 100 кг тяги или, возможно, твердотопливный двигатель с небольшим спутником.

Стартовая масса — 2350 кг, полезная нагрузка на низкой околоземной орбите — 3 кг.

✓ «Таймыр-1А» — трехступенчатая ракета. Первая ступень — УРБ-1 с девятью двигателями тягой по 400 кг каждый. Вторая ступень оснащена одним двигателем на 400 кг тяги с высотным соплом. Третья ступень — один жидкостной двигатель на 100 кг тяги или твердотопливный вариант.

Стартовая масса — 2600 кг, полезная нагрузка — 11 кг.

На картинке «Таймыр-1П» и «Таймыр-1А» расположены слева от модели.

Вот такой длинный путь надо пройти, чтобы запустить в космос ракеты, которые пригодны не просто для запусков в космос, но для коммерческой эксплуатации. Естественно, наш план — не догма и может быть скорректирован в зависимости от результатов испытаний и/или спроса на рынке.